Виртуальная выставка ко Дню правовой помощи детям
20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям. Эта Дата выбрана не случайно. 20 ноября 1959 года ООН был принят первый документ, законодательно закрепляющий детские права: «Декларация прав ребенка». Декларация провозглашала равные права всех детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения. Равные – значит независящие от национальности, цвета кожи, происхождения, имущественного и социального положения ребенка.
В этот же день 30 лет спустя была подписана «Конвенция о правах ребенка», носящая статус международного правового документа и обязывающая страны (в первую очередь родителей, различные организации, местные власти и национальные правительства) обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство.
Дети имеют право на жизнь, имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, право развиваться физически, нравственно и духовно в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости и эксплуатации.
Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.
Предлагаем вашему вниманию книги, которые помогут разобраться в основных правах детей и способах их защиты.
Декларация прав ребенка // Права человека: сборник международных документов / сост. и авт. вступ. ст. Л. Н. Шестаков. – Москва: Изд-во московского университета, 1986. – С. 144 – 148.
Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.
Конвенция о правах ребенка // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. и авт. вступ. ст. В.А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – Москва: НОРМА-ИНФРА.М, 1999. – с. 306 – 323.
Конвенция о правах ребенка – это международный акт, который является первым и основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне, признавая ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.
Семейный кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. – Москва: Эксмо, 2020. – 64 с. – (Законы и кодексы).
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребёнку предоставлены следующие неимущественные и имущественные права: жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками;
на защиту; выражать свое мнение; на имя, отчество и фамилию; право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка; право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.
Астахов, П. А. Права ребенка / Павел Астахов. – Москва: Эксмо, 2010. – 176 с. – (Новейший юридический справочник).
Автор рассматривает вопросы, связанные с усыновлением, опекой, жестоким обращением с детьми. Также читатель узнает всё о правах и обязанностях в семье, школе, льготах и гарантиях для детей и родителей со стороны государства.
Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / Ю. А. Королев, И. М. Кузнецова. – Москва: Олимп: АСТ, 1999. – 608 с.
В этом томе «Домашней юридической энциклопедии» читатель узнает ответы на многие вопросы, связанные с законодательством о семье, в том числе, как должно осуществляться воспитание детей, каковы права детей в семье.
Женщины и дети. Юридический справочник: семейное право, трудовое право, социальные льготы / авт. – сост. Н. А. Мишле. – Москва: Филинъ, 1998. – 496 с.
Справочник поможет сориентироваться в действующем законодательстве и получить представление о том, каким образом дети могут отстаивать свои права и интересы.
Ваш домашний адвокат / И. Н. Шустикова, и др. – Москва: Мир книги, 2004. – 448 с.
В этом издании предлагаются разъяснения по самым насущным вопросам в области права, в том числе права и обязанности родителей и детей, а так же формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Гусев, А. Ваш ребенок – школьник: юридический справочник родителей / Антон Гусев. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2012. – 125, [1] с. – (Консультирует юрист).
Цель этой книги – помочь родителям или законным представителям детей в решении проблем, связанных с их воспитанием и образованием.
Слободян, С. А. О требованиях к рекламе, направленных на защиту несовершеннолетних / С. А. Слободян // Гражданин и право. – 2018. – № 8. – С. 32 – 44.
Статья 6 действующего Федерального закона «О рекламе» содержит ряд требований, направленных на защиту несовершеннолетних. В данной статье указывается, что такие требования предъявляются к рекламе в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта.
Макеев, П. В. Вопросы порядка и условий приобретения жилья для детей – сирот / П. В. Макеев // Гражданин и право. -= 2018. – № 11. – С. 65 – 69.
В статье автором проведен анализ правового регулирования вопросов порядка и условий приобретения жилья для детей – сирот во всех субъектах Российской Федерации.
Романовский, Г. Б. О праве на половое воспитание / Г. Б. Романовский // Гражданин и право. – 2016. – № 2. – С. 25 – 39.
В статье автор подчеркивает, что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и именно семья является основным субъектом воспитательного процесса и должна обладать рядом полномочий по формированию содержательной стороны образовательной программы, в том числе в части полового воспитания.
Капитонова, Е. А. Защита прав несовершеннолетних в информационном поле: проблемы и перспективы / Е. А. Капитонова // Гражданин и право. – 2013. – № 6. – С. 35 – 41.
В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав несовершеннолетних в цифровой среде. Информационные и коммуникационные технологии и социальные СМИ становятся все более значимой частью их существования. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения. Доказывается, что в целом имеется качественная и достаточно обширная правовая база, способная обеспечить реализацию и защиту прав ребенка в информационной среде.